» Навигация


Поддержите наш проект

Поддержите наш проект:

Кошельки WebMoney:

Z427777579390
U281359552455
R167171587901

Яндекс деньги:

41001130010772



Воспользуйтесь поисковой формой Google у нас на сайте. Этим Вы способствуете продвижению проекта!



» Товары недели

» Реклама на сайте



Место для Вашей рекламы











Флора Фауна
» Основы кликер-тренинга
14.Feb.2007 17:57 - от NIGHTSINGLE
Содержание.

Схема кликер-тренинга.
Содержание.
Введение.
Актуальность темы. Происхождение и источники кликер-тренинга.
Актуальность темы.
Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы.
Происхождение кликер-тренинга.
Источники кликер-тренинга
Основная часть.
Установление правильных иерархических отношений в «стае» человек-собака.
Обучение поведению с помощью кликер-тренинга.
Обусловливание сигнала.
Обучение новому поведению. Повышение критериев.
Окончание повышения критериев.
Взятие поведения под стимульный контроль.
Включение поведения в репертуар.
Вариабельный режим подкрепления.
Включение отвлечений, усложнений.
Совершенствование навыка.
Включение очень редкого вариабельного подкрепления.
Заключение.
Предложения по практическому использованию результатов.


Введение.

Актуальность темы. Происхождение и источники
кликер-тренинга.

Актуальность темы.
В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обу-чения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак. Насколько мне известно, именно наша группа собаководов стала первой в России, приступившей к изучению и применению кликер-тренинга, начиная осени 2000 года. Задачи адаптации этой методики к отечественному поголовью собак, развития методики с учетом богатых традиций российского соревновательного собаководства являются актуальнейшими для дрессировки России.
Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы.
Кликер-тренинг отличается от преобладающих в России вариантов контрастного мето-да обучения. Главные отличия:
1. Отсутствие наказания – обучаемый не выполняет поведение от страха, чтобы из-бежать наказания. Обучаемый «работает» только, чтобы заслужить подкрепле-ние. Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок – толь-ко, чтобы животное не убежало).
2. Развитие творчества обучаемого. К минимуму сведены подсказки. Обучаемый предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.
Происхождение кликер-тренинга.
Кликер-тренинг - это вид обучения не только собак, но и других живых существ включая людей. Настоящий доклад основан на материалах обучения нескольких собак и одной кошки.
Зародился кликер-тренинг в среде дрессировщиков дельфинов. При обучении и атте-стации кликер-тренеров в США работают с цыплятами.
При кликер-тренировке используется методика положительного подкрепления, о кото-рой будет сказано ниже.
Теория кликер-тренинга основана на трёх источниках: положительное подкрепление, оперантный метод научения и сигнал.
Источники кликер-тренинга
Положительное подкрепление – это то, к чему собака стремится, вероятность чего она старается повысить своим поведением. Особенность метода положительного подкре-пления в том, что правильное поведение поощряется, а неправильное игнорируется.
Следующий источник кликер-тренинга – оперантный метод научения.
Оперантный метод научения основан на выработке оперантного рефлекса.
Оперантным он назван от слова «oперант», что означает «действие».
Главные особенности оперантного метода научения:
• это обучение новому поведению без стартового стимула,
• разучивание поведения не целиком, а последовательными фрагментами
• реакция обучающего идёт за действиями обучаемого.
И, наконец, третий источник кликер–тренинга – это сигнал.
Выбирая сигнал, нужно прежде всего думать о выборе значения сигнала и о выборе звука сигнала.
Поговорим сначала о выборе значения сигнала. Основных значений сигнала всего два: сигнал = «молодец, продолжай дальше» и сигнал = «молодец, можешь закончить». При работе с кликером нам безусловно подходит вариант сигнал = «молодец, можешь закон-чить», потому что сочетание условного подкрепления с безусловным подкреплением должно быть постоянным и без отсрочки по времени, иначе ослабевает значение сигнала условного положительного подкрепления.
Далее о выборе звука сигнала. Мы выбрали сигнал кликера, потому что он по несколь-ким параметрам лучше других источников сигнала. Вот главные из достоинств кликера:
• Сигнал кликера не может быть услышан собакой в обычной жизни.
• Сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, ко-торые трудно повторить дважды одинаково.
• Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).
• В шуме обучаемый может не услышать другой условный раздражитель, в то время как сигнал кликера хорошо различим среди посторонних звуков, к тому же он отлично воспринимается обучаемым на расстоянии.
• Кликер очень быстро издает звук.
Главными «конкурентами» кликера являются: пищащая игрушка, свисток и голосовой сигнал, но все же кликер превосходит их в скорости воспроизведения звука. Свисток и го-лосовой сигнал – наиболее распространенные и удобные «конкуренты» кликера. Но у них имеются следующие недостатки: медленная скорость произведения звука, звуковой сиг-нал подается неодинаково. Если Вам, кроме точной отметки желательного поведения кли-кером, потребуется поощрить или поддержать обучаемого голосом, то Вы не сможете это-го сделать, потому что у Вас будет занят рот.
При дрессировке экстра-класса «на послушание» некоторые дрессировщики иногда одинаково обуславливают два разных сигнала в качестве сигналов условного положи-тельного подкрепления: сигнал кликера и вербальный (словесный, голосовой). Это может пригодиться на случай, если будут заняты обе руки дрессировщика.
Например: многие дрессировщики знают, как трудно добиться от молодой собаки на-дежной выдержки в положении «стоять». Эффективно применять для стабилизации вы-держки метод «провокации». В этом случае, дрессировщик одной рукой слегка надавли-вает на спину собаки, а другой потягивает ее вниз за лапы. Как только мышцы собаки на-прягаются, оказывая сопротивление «провоцирующему» воздействию, нужно очень точ-ное по времени условное положительное подкрепление. Так как руки заняты, точную по времени отметку желательного мускульного усилия, можно сделать только вербально.
Игрушка, в общем, не хуже голосового сигнала и свистка. Но у нее есть еще один ми-нус: если Вы захотите позаниматься с собакой на дрессировочной площадке, то высока вероятность, что при первом же звуке Вы окажетесь в кольце желающих поучиться имен-но у Вас собачек, сбежавших от своих дрессировщиков.
Как обучение поведению с помощью кликер-тренинга осуществляется на практике, описано в следующей главе.

Основная часть.

Установление правильных иерархических отношений в «стае» человек-собака.
Этот процесс происходит постоянно. Подробное рассмотрение иерархии не является предметом данной работы. Отметим два момента:
1. Так как кликер-тренинг основан на том, что собака систематически «зарабатывает» пищу, а дрессировщик пищу контролирует, этот метод хорошо подходит для коррек-тировки иерархических отношений;
2. Необходимо, чтобы собака позволяла дрессировщику укладывать себя как угодно, трогать, вставлять градусник, чистить уши и зубы и т.п. Такая покорность собаки удобно обуславливается с помощью кликера.
Обучение поведению с помощью кликер-тренинга.
Обуславливание сигнала.
Это подкрепление условного раздражителя безусловным, например, пищей. При такой работе образуется классический условный рефлекс «по Павлову», т.е. безусловное под-крепление дается после условного сигнала вне зависимости от действий обучаемого. Длится два-три дня, в качестве безусловного подкрепления применяется чаще всего пища, причем основной рацион собаки, а не дополнительная подкормка. Самая типичная ошибка при обуславливании сигнала – когда обучающий не избегает единообразного поведения обучаемого (в момент подачи сигнала.).
Обучение новому поведению. Повышение критериев.
Применение подсказки (в частности «мишени») при обучению новому поведению ус-коряет обучение, но снижает «творческую активность» собаки, она не так охотно предла-гает новые варианты поведения, ожидая подсказки.
Повышение критериев идет по двум направлениям.
3. Поведение разучивается по последовательным фрагментам. Например: чтобы научить собаку выполнять кувырок лежа (вокруг продольной оси), мы выделяем следующие фрагменты: лежащая собака поворачивает голову, повернув голову ложится набок, ложится на спину, выполняет кувырок. Вначале мы подкрепляем лишь поворот головы в сторону. Когда это поведение становится стабильным, мы повышаем критерий: пере-стаем кликать только за поворот головы. Дождавшись, когда после поворота головы собака делает такое движение, как будто пытается прилечь на бок, мы подкрепляем это движение. Добиваемся стабильности. Повышаем критерий. И так – до тех пор, по-ка целостное поведение не будет в основном соответствовать желаемому.
4. Повышение критериев по качеству исполнения (темп, четкость выполнения ).
Окончание повышения критериев.
Окончание повышения критериев можно начинать только тогда, когда все фрагменты поведения собраны в единую картину и поведение по качеству в основном удовлетворяет требованиям дрессировщика.
Взятие поведения под стимульный контроль может происходить только после оконча-ния повышения критериев по складыванию поведения из фрагментов. Дело в том, что ка-ждый фрагмент является в глазах обучаемого отдельным независимым поведением. Вы-полнение каждого из них (фрагмента или суммы фрагментов) по одному и тому же стиму-лу является тяжелейшей нагрузкой на нервную систему ученика.
Повышение критериев по качеству выполнения поведения может продолжаться всю жизнь.
Взятие поведения под стимульный контроль.
Другими словами, это привязка поведения к команде. Когда дрессировщик решил взять поведение под стимульный контроль, он перестает подкреплять это поведение без коман-ды. А поведение, предложенное после команды, подкрепляется.
Крайне важно правильно определить правильно момент времени для взятия поведения под стимульный контроль. Типичная ошибка новичка – делать это преждевременно. Нуж-ный момент для взятия поведения под стимульный контроль определяется по двум пара-метрам. Во первых, обучаемый начинает часто и регулярно предлагать данное поведение. Во вторых, должно быть закончено последовательное формирование поведения из фраг-ментов. Подробнее об этом было рассказано выше.
Включение поведения в репертуар.
Поведение, взятое под стимульный контроль, можно включать в репертуар. Репертуар - это комплекс поведений, взятых под стимульный контроль. Поведение, не взятое под сти-мульный контроль, отрабатывается отдельно.
Вариабельный режим подкрепления.
Это – когда правильное поведение подкрепляется не каждый раз. Основано на том же психологическом механизме, который привлекает играющих с «однорукими бандитами» - эффект неожиданности выигрыша.
Вариабельный режим подкрепления нельзя применять в ситуациях, когда собака делает выбор между несколькими несовместимыми поведениями (например, выборка вещи по запаху).
Включение отвлечений, усложнений.
Обучение новому поведению происходит сначала без отвлечений. Потом вводят все больше и больше отвлечений и усложнений, стабилизируют выполнение навыка в их при-сутствии. Насколько сложны отвлечения зависит от цели обучения данному навыку. На-пример, если мы обучаем проводника слепого, то отвлечения максимально усложнены и стабильности добиваемся предельной, так как от работы собаки напрямую зависит жизнь человека.
Если отвлечение по силе воздействия сравнимо с подкреплением, то нежелательное по-ведение самоподкрепляется и корректировать такое поведение кликером затруднительно, если вообще возможно.
Совершенствование навыка.
Это – повышение критериев по качеству, которое может происходить всю жизнь. Для навыков, не предполагающих выбор между несовместимыми поведениями, обычно соче-тается с вариабельным режимом подкрепления.
Включение очень редкого вариабельного подкрепления.
Включение очень редкого вариабельного подкрепления на практике означает, что эле-мент разучен. Кликер применяется эпизодически, только для того, чтобы поведения не угасало. Каждое применение кликера сопровождается усиленной порцией безусловного подкрепления («Джек Пот»). Обычно стараются эпизодически подкреплять наиболее ус-пешные по качеству, «выдающиеся» демонстрации поведения.

Заключение.
Предложения по практическому использованию результатов.

На основании опыта применения кликер-тренинга в нашей группе мы можем сделать следующие выводы.
1. Применение методики кликер-тренинга в России весьма актуально как с точки зрения повышения качества обучения, так и точки зрения внедрения более гуманных методов дрессировки.
2. Кликер-тренинг успешно может применяться, как для начального обучения, так и для тонкого совершенствования навыков при соревновательной дрессировке экстра-класса.
3. Чтобы обучиться эффективно применять кликер-тренинг, лучше начать с разучивания поведений, которые не слишком нужны – «трюков». Только научившись эффективно применять кликер, переходят к разучиванию реально важных поведений.

Послесловие.
При подготовке этого реферата работа проводилась с несколькими собаками, и котом Ани.
Когда Анна Бондарева выступала с этим рефератом на научно-практической конферен-ции, она была спортсменкой-юниоркой второго разряда, с «заученной» и «задолбанной» метиской. Применение современных методик обучения позволило существенно улучшить работу уже взрослой собаки (на момент начала эксперимента Лолите было уже 4 года). Сегодня Аня – мастер спорта, Чемпионка России ФКС в личном, и РКФ в командном за-четах среди взрослых, Чемпионка России среди юниоров.


Список литературы.
1. Прайор К. Не рычите на собаку. – М.: Селена, 1995
2. Pryor K. Clicker Training for dogs. – Sunshine Books, Inc., 1999. – 52 c.
3. Wilkes G. Clicker Training Start Kit. – Clean Run Production, 1999. – 50 с.
4. Donaldson J. Dogs are from Neptune. – Lasar Multimedia Production, 1998 – 162 с. – (Сер. «Dogs behaving badly!»).
5. Spector M. Clicker Training for Obedience. – Sunshine Books, Inc, 1999 – 267 с.
Автор:
Бондарева Анна, Клуб юных собаководов, Пермь 2002 г.


Взято с сайта: fort-uku.narod.ru
2,232 Просмотров

Часовой пояс GMT +3, время: 17:48.


 


Место для вашей рекламы Isle of Dogs в Украине

 

Российский Ретривер Клуб, лабрадоры, голдены, щенки. Rambler's Top100

Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Beta 1
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Powered by vBadvanced CMPS Version 3.2.2.
Русский перевод: Lazek и zCarot.